Вступить в чат

При поддержке РоссельхозБанк
24 ноября 2022 г.

Интеграция «умной фермы» со всех сторон — как разрабатывать и внедрять программу по запросу

Интервью Интервью

Представляем большой разговор AgroCode с разработчиком и пользователем «Цифровой фермы» — комплекса ПО и модулей для цифровизации животноводства. Обсудили, как управлять фермой со смартфона, закрыть дефицит кадров и развивать продукт с двух сторон.

Знакомьтесь,
Сергей Николаевич Блюма — генеральный директор Группы Компании «Континентал»,  основатель среды «Цифровая ферма»;
Александр Андреевич Медведев — генеральный директор ООО «СПК «Малахово», где внедрили «Цифровую ферму» в максимальном объёме.

ferma_obsh_plan

СПК «Малахово» — ферма в Тульской области, где с ноября прошлого года цифровизировали около 70% технологических процессов и продолжают переходить на полное управление фермой со смартфона, такой аналог «умного дома» в масштабах.

Взрывной темп взяли из-за популярной проблемы: на фермах не хватает людей. Как сказал Александр Андреевич:

У нас людей дефицит. С качественными людьми, которым не плевать на животных, дефицит вдвойне. Мы понимаем на перспективу, что людей у нас не будет вовсе

Причина не только в подготовке кадров, но и в поведении тех, кто пришел работать — Александр поделился историями, как несколько датчиков решили комплекс бед. Люди не включали вентиляцию в коровнике, ориентируясь на свой комфорт, а ещё забывали включать и выключать свет. Это сказывалось на животных, на их здоровье и продуктивности, да и электричество не бесплатное.

— Александр Андреевич, как на ферме отнеслись к инновациям? Поддержали?

— Есть генеральная линия партии на цифровизацию, значит, ей занимаемся. Рабочие в штыки воспринимали, потому что раньше поломки чинили утром, как узнавали о них, а сейчас приходит пуш-уведомление при нарушении технологического процесса и по оперативным вещам ремонтируют физически ночью. Внедрялось с трудностями, пришлось поменять сервисную бригаду, которая занимается обслуживанием механизмов, на подготовленных людей.

— Что вообще произошло со штатом: расширили, сократили, отправили на переквалификацию? Как цифровизация сказалась на управлении?

— Цифровизация сказалась на времени принятия решения: оно сократилось в разы. Я вижу каждое уведомление, рабочие процессы на ферме, а не только видео с камер.

sostoznie_system

В ГК «Континентал» поделились показательной историей про скорость реакции.

У нашего клиента как-то пришла куча уведомлений на телефон, датчики зашкаливали. Выехала наша сервисная служба, их, директора — прилетели минут за 15 на ферму. Тогда был ураган в Нижегородской области и с одного телятника сорвало крышу — она упала прямо на телят, вот и датчики среагировали. Мы приехали, а люди, которые работают на месте, вышли и смотрят на нашу толпу: «А вы что приехали?». Они ситуацию не знают и не видели, а мы знаем и приехали.

— Сергей Николаевич, а как вообще появилась идея и как её развивали?

— Органично. Мы сами эксплуатируем фермы и оказываем услуги по управлению животноводством. В этом процессе сначала заметили проблему с микроклиматом, начали решать и выявили источник совсем в другом.

Телятник обладал современной системой вентиляции, а она просто тупо не включалась. Поняли, что проблема всего — в человеке. Он мешает животным, поэтому мы начали автоматизацию, чтобы исключить рабочего из цепочки. От вентиляции пошли за цифровизацией животноводства.

Дальше своей фермы не ушли бы без фанатиков своего дела, как Александр Андреевич, который говорил: «Я хочу вот это». Нам давали задачу — мы возвращали решение.

— Круто работать по целевым задачам. А как вы вообще нашли друг друга?

— (Александр) Компания Сергея Николаевича внедряла технологию при доении, а я приехал изучать трудовой опыт, увидел эту систему и захотел внедрить у себя. Так и познакомились, решили дальше улучшать моё предприятие. Шаг за шагом, а потом и процесс затянул. Не знаю, к счастью или сожалению.

— (Сергей) К счастью, но иногда через сожаление! *смеются*.

— Сергей Николаевич, а какие проблемы в цифровизации подталкивают это сожаление?

— Первая проблема, действительно, как встретить друг друга. Вторая — как понять. На всех мероприятиях звучит один вывод: «Вы скажите что — мы сделаем». Кажется просто: рассказал и тебе сделали, но если работаешь с технарями, которые не погружались в процесс, то им техническое задание будешь полжизни описывать. Ты должен животноводческий язык перевести на технический, а для этого здорово самому знать хоть один.

Дальше идет любовь к импорту, ведь в зарубежном решении продумали детали и качественно собрали. Только мы забываем, что до этапа «не ломается и продумано» был период «делали, плохо получилось, переделали и вообще не подошло.

Большие компании проходят эти этапы много лет, мы вовлеклись недавно без многолетнего опыта автоматизации и цифровизации животноводства. У нас этапы опытно-конструкторских и производственных работ идут параллельно, из-за этого упускаем этап внедрения. Если не объяснить, как пользоваться, то даже автомат становится палкой-копалкой.

Четвертая проблема — детали и рынок нового времени. Например, на стенде работает, а на месте датчики могут не подходить, подбираем экспериментально. Только раньше замену покупали за три дня, сейчас ждём неделями.

— (Александр) Знаете, есть момент, когда мы с Сергей Николаевичем поняли, что хотим от системы, а исполнители с обеих сторон не поняли, что хотят от них. Это тоже забавный процесс, который отнимает много сил, времени и нервов.

Мы патриотично настроены, я хочу, чтобы цифровизация шла, двигалась и людям на селе было легче работать. Молодежь не заманить, они хотят работать в офисе, в чистоте. Мы пытаемся создать условия здесь не хуже, чем в городе, с точки зрения интересной работы, ее качества, условий.

— Вы где-то выступаете совместно двумя компаниями?

— (Александр) Мы делаем молоко, нам некогда выступать. Вот у Сергея Николаевича времени побольше.

— (Сергей) Если говорить о совместных разговорах, то это наш первый раз. Я вижу мало примеров, где разработчик и эксплуатант обсуждают потребности на одной площадке, еще чтоб это были люди-практики.

Это и наше первое интервью, когда присутствуют обе стороны. Сложилось ощущение, что вы не просто партнеры, а как будто друзья давних времен. 

— (Сергей) Мы точно с Александром единомышленники: хотим что-то сделать не только для себя, но и с результатом для других. Просто людей в стране мало, кто пойдёт на нестандартный график, а процессы на ферме идут круглосуточно. 

Где сегодня найти человека, который готов прийти на ферму в 4 утра? Мы запустили четыре автобуса с радиусом 40 км, чтобы собрать людей, потому что их нет рядом. Цель цифры — сделать проще, лучше, убрать «лишних» работников, которые нужны просто что-то включать/выключать и ходить с проверкой. Лучше давать им конкретные указания.

— А можно ли масштабировать отлаженную модель и перенести от тульского опыта на другие регионы?

— (Сергей) Всё масштабируется с оговоркой: сегодня нет типовых ферм и типовых решений. У нас почти каждая ферма — это произведение искусства с индивидуальными расчетами. 

mikroklimat

Когда мы не понимаем, куда повесить систему микроклимата, то нужного воздействия на корову нет, она теряет удои. Свой климат я регулирую вентилятором, а для животных нужны специалисты со знанием их физиологии. Ведь корова не может прийти с просьбой, мол, Сережа, поправь, мне так не нравится

— Сталкивались на других фермах или в «Малахово», что перед цифровизацией нужно решить проблемы с устройством фермы?

— (Александр) По опыту скажу, что это параллельные процессы. Мы заметили конструкторские ошибки, когда настраивали освещение. Всё заменили, посветлело, коровы стали больше потреблять корма, а техническому персоналу стало легче их обслуживать.

korovnik_vecherkorovnik_krasny

Убрали лишние манипуляции у людей. Например, систему навозоудаления человек конструктивно запускал вручную. По факту, у нас то постоянно работали электродвигатели, шнеки изнашивались, электричество набегало, то наоборот, всё плыло от количества навоза. Сейчас каждые полчаса автоматика включается, проблем нет.

— (Сергей) Самый большой противник при внедрении — это специалисты, привыкшие к определённому порядку, хотя улучшаем, чтобы им облегчить работу. 

— Поделитесь цифрами, как и что поменялось в статистике или обороте?

— (Александр) Внедрили цифровизацию доильного зала = облегчили труд = пропала текучка доярок, люди работают стабильно и воздействие на животных становится примерно одинаковым. В год сильной засухи в Тульской области успели запустить автоматическую систему вентиляции на двух дворах — в разы сократилась смертность от жары.

В первый год моей работы у нас за неделю жары гибло от 7 до 10 голов, а в этом году не погибла ни одна. Если мы возьмем в среднем стоимость одной головы 170 тысяч, то десять голов — 1 700 000 убытка.

— А с точки зрения компании-разработчика?

— (Сергей) По цифре, как компания-производитель могу поделиться только опытом Александра, свой результат пока небольшой. Добавлю, что зарабатываем больше как бизнес, потому что получаем меньше ущерба. Цифровизация позволяет работать на предупреждение и опережение проблем. 

Если мне пришло сообщение об аварии, я смотрю, кто как работает. Это повышает ответственность персонала и ускоряет реакцию на проблему.

— Как внедряете передовые достижения науки? Связываетесь ли вообще с ведущими фермерами и учеными? 

— (Александр) С учеными взаимодействуем через ГК «Континент». Сергей Николаевич достает передовые разработки даже зарубежных ученых.

— (Сергей) Без науки нельзя: практикам нужны научные сотрудники. Да и нашим ученым нужно наладить взаимодействие с реальный запросом отрасли. Мы используем международный опыт, адаптируем под нашу реальность по возможности. 

В этой части нужны грамотные консультанты, которые помогали бы все внедрить, рассказывали о требованиях. В этом плане сегодня много чего делается, но на местах встречают со скепсисом. Поэтому нужны научно-популярные программы, которые будут рассказывать о конкретных людях, например, как Александр.

— А какие ещё специалисты нужны сегодня?

— (Александр) Тут к Сергею. Нам-то трактористы и доярки — люди рабочих профессий на село.

— (Сергей) Не хватает аналитиков, которые могли бы видеть картинку целиком, системно. Ещё нужны качественные менеджеры. Часто ими становятся ветеринары, механики, зоотехники — классные специалисты, которые выросли до руководителя, но к сожалению, они осваивают управление персоналом только к закату карьеры. Нужны управленцы со специализированным образованием, которые бы понимали менеджмент в агробизнесе. 

— Всё-таки без людей на ферме пока никак. А что из технологий нужно сегодня?

— (Сергей) Я не вижу проблем в недостатке технологий в животноводстве. Роботизированное доение, системы автоматизации и управления, машинное зрение, искусственный интеллект — в этих направлениях есть отличные российские решения. Проблема появляется, когда это нужно внедрить, пройти опытно-конструкторский этап и всё это за свой счёт. 

На мой взгляд, нужны стандарты, единые платформы, единые компонентные базы, чтобы интегрировать разные решения на одной ферме. Я вижу в этом роль отраслевых ассоциаций, которые объединили бы специалистов и разработчиков. 

— (Александр) Вижу две сложности: внедрение и кто на этой технологии будет работать. В моем опыте было такое: технология классная, деньги потратили, результат нулевой. И как сказал Сергей Николаевич, нужно комплексное решение. 

У нас есть отдельная программа управления стадом, управления доильным залом, отдельно управление технологическими процессами — это очень большое количество разных платформ. Нужна единая платформа, где было бы всё вместе.

— (Сергей) У нас есть подвижки, например, 1С можно назвать некоторым стандартом. Со своей стороны скажу, мы готовы загрузить полученные данные в любую среду, лишь бы она была понятная и открытая.

— Существует ли конечная точка цифровизации, когда можно просто актуализировать базу данных, но ничего не достраивать?

— (Александр) Мы к сельскому хозяйству относимся, как к квесту: только прошел один этап и тебе сразу падает следующий. Каждый раз происходит переход на уровень выше, и этот процесс бесконечен. *смеется*

— (Сергей) Оно так и получается. Цифровизация не шагает революционно, потому что массива данных пока мало. Переменных много, а данных мало. Когда ты накопишь за 3-5 лет, то уже можешь сделать устойчивые статистические выводы. Но это будет до бесконечности, потому что всегда что-то улучшаешь. Пока ставим точку на этапе, когда на ферме не будет людей.

Мы должны стремиться, чтобы коровы жили без людей в человеческих условиях и комфорте, чтобы они могли максимально раскрыться.

И это снова о людях с горящими глазами, которые готовы пожертвовать своим комфортом ради животных — таких единицы. Фанатики своего дела меняют этот мир.