При поддержке РоссельхозБанк
24 ноября 2021 г.

Как мобильное приложение помогло решить множество проблем фермеров

Итоги AgroCode Conf Итоги AgroCode Conf

Фрэнк Ди, директор по международным корпоративным связям Pinduoduo поделился опытом работы самой крупной сельскохозяйственной платформы в Китае.

Компания Pinduoduo появилась в 2015 году и смогла быстро нарастить охват. Была создана эффективная система логистики, которая позволила людям удобно совершать покупки в интернете. С помощью мобильного приложения Pinduoduo  можно легко общаться с друзьями, находить нужные товары, покупать и заказывать их. 

Сейчас у компании порядка 850 млн потребителей в Китае, которых сервис напрямую связывает с фермерами. А их к системе Pinduoduo подключено порядка 16 млн. Приложение обеспечило в общей сложности продажи на $250 млрд, при этом 42 млрд приходится на сельское хозяйство. Это делает Pinduoduo самой крупной сельскохозяйственной платформой в Китае. 

Необычный способ покупать

Способ поиска товаров в приложении отличается от привычной схемы, когда нужно вбить какие-то ключевые слова. Когда человек пользуется приложением Pinduoduo, это похоже на то, как он бродит по магазину, рассматривая полки и выбирает то, что ему нужно. Кроме того, разработчики решили, что этот процесс нужно сделать более интересным. Они ввели процедуру групповых закупок. Это отображено в названии: Pin - означает вместе, а duoduo - больше и больше. 

Идея в том, что процесс покупки должен быть интересным, захватывающим и люди должны делать это вместе. Люди получают информацию о продукте и делятся ею с друзьями, коллегами, и за это они получают скидку. Например, на манго указаны 2 цены: обычная и со скидкой, которая дается если вы приведете хотя бы еще одного покупателя. Людям это нравится, это гораздо интереснее, чем покупать товары в одиночку. Особенно это важно для сельского хозяйства, где цены низкие, а товар быстро портится, поэтому важно продать его как можно скорее. 

Получается своего рода замкнутый цикл: мы больше продаем, сокращаем издержки, это позволяет экономить средства, производить больше товаров, привлекать больше пользователей, это делает процесс более интерактивным. Мы создаем более интересный дизайн для наших пользователей, это повышает пользовательский опыт, а это повышает уровень доверия людей, что привлекает больше пользователей. Мы можем получать все больше средств, а люди получают все больше удовольствия, — рассказывает Фрэнк Ди.

С самых первых дней в Pinduoduo уделяли много внимания работе в сфере сельского хозяйства. Для компании agrotech имеет важнейшее значение с самого первого дня, и руководство поставило себе задачу перевести сельское хозяйство на цифровые рельсы. Сельское хозяйство - это огромный рынок в Китае, причём цифровые технологии в нём в 2015 году, когда компания начала работу, практически не применялись. На сегодняшний день цифровыми технологиями охвачены уже 10% сельского хозяйства в Китае. Для сравнения для промышленных товаров в среднем по индустрии проникновение цифровых технологий от 25 до 40%. 

В сельскохозяйственной продукции очень низкие цены, высокий процент потерь. Продукты со временем портятся. Это специфика сельского хозяйства. В Pinduoduo обнаружили, что традиционная система электронной коммерции применимо к сельскому хозяйству работает не очень эффективно. 

Мы поняли, что нам потребуется какой-то новый подход и увидели в этом какие-то новые возможности. Мы увидели, что нужно сделать сельское хозяйство частью цифровой экономики. Это создаст хорошие возможности и для фермеров и для потребителей. Мы начали общаться с фермерами и показывать им преимущества использования agrotech. 

Путь продуктов стал короче

В Pinduoduo наладили процесс дистрибуции. Потребители могут получать качественные товары по очень низкой цене. 

Есть фермер, который выращивает чеснок. Обычно он привозил этот чеснок на рынок, прикреплял ценник. В данном случае цена чеснока 2,6 юаня за килограмм. Затем чеснок должен пройти длинную цепочку. Его сначала скупают перекупщики, оптовики, потом это идёт в местный дистрибуционный центр, потом в другой распределительный центр, потом попадает в магазин и потом уже к потребителю. 

Теперь же благодаря Pinduoduo чеснок попадает прямиком на стол потребителем. В приложении можно сравнить свои цены с ценами других поставщиков и назначить цену. Теперь этот этот фермер, по словам Фрэнка, продает свой чеснок уже за 4 юаня за килограмм и потребитель получает более свежий и качественный чеснок. Так достигается существенная экономия. Это хорошо и фермеру, он получает больше доход, и для потребителя, который тратит не так много денег на продукты, но получает более качественную еду. Сокращается огромное количество издержек на ненужную транспортировку и логистику. Всё это хорошо и для фермера, и для потребителя, и для окружающей среды. 

У Pinduoduo есть ряд инициатив, чтобы поддержать фермеров. Компания помогает им поддерживать связи с потребителями. Так например, за последний год, когда началась пандемия, традиционные логистические цепочки были нарушены, и у многих фермеров продукция осталась на ферме и пропадала. Люди не могли нормально закупать продукты. 

Мы специально создали команду, которая наладила канал общения, где фермеры получили возможность в интернете рекламировать свою продукцию. Таким образом, нам удалось помочь более 1 млн фермеров продать их продукцию по всему Китаю. Всё это благодаря этой инициативе. 

Кроме того у Pinduoduo действует целый ряд сервисов, которые помогают потребителям. Например,  у компании есть приложение Duo Duo Grocery, которое помогает в течении 24 часов свести вместе поставщиков и потребителей на местном уровне. Это стало особенно актуально во время пандемии. В компании поняли, что старая система не справлялась с потребностями рынка, поэтому руководство отреагировало и запустило эту инициативу. 

Мы создали сеть пунктов, где фермер может сдать товар, а покупатель его получить. До 23:00 нужно оставить заказ на свежую продукцию и на следующий день утром уже их получить. Благодаря инициативе время поставок очень существенно сократилось, снизились расходы на транспортировку. Таким образом нам удаётся добиваться существенной экономии. А главное продукты не пропадают. Скоропортящуюся продукцию можно предлагать в интернете и быстро реализовывать. Связь между фермерами и потребителями работает очень хорошо.

Зачем фермерам новые технологии 

Многие фермеры не в ладах с новыми технологиями, поэтому Pinduoduo основали Duo Duo Академию. В ней рассказывают людям про новые технологии, учат их пользоваться электроникой, приложениями. Pinduoduo создали целый ряд образовательных программ для пожилых фермеров. Но и для городской молодёжи они запустили целый ряд образовательных программ, где рассказывают им про сельское хозяйство, и как можно им заняться. В компании считают, что очень важно привлекать молодёжь в сельское хозяйство. За последние 5 лет они обучили азам сельского хозяйства 100 тыс. человек и получили 100 тыс. новых фермеров. 

В Pinduoduo  уверены, что нужно помогать фермерам налаживать связь с agrotech. У компании налажено трехстороннее сотрудничество с местными органами власти и сельскохозяйственными институтами. Это помогает фермерам повышать урожайность и обеспечивать устойчивость их сельскохозяйственного производства. Местные исследовательские институты дают ценные рекомендации фермерам своего региона. Кроме того, каждый год Pinduoduo проводит соревнование, которое называется Smart Agriculture. В прошлом году, когда это мероприятие проводилось впервые, участникам дали задание в удалённом режиме вырастить клубнику. Командам удалось повысить производительность и урожайность клубники в 3 раза. После этого победители решили коммерциализировать своё рацпредложение. В этом году соревнование проводили совместно с сельскохозяйственным университетом и ещё рядом учебных заведений в Китае. На этот год задание было вырастить помидоры. Организаторы делали акцент на урожайности, но и не только на количестве. Также смотрели на вкусовые качества произведённых помидоров, а также на то, как производство влияет на окружающую среду.

Мы твёрдо намерены внедрять новые технологии в сельское хозяйство. У нас есть специальная сельскохозяйственная инициатива, — рассказал Фрэнк. — Мы взяли на себя обязательство вложить 10 млн юаней в развитие новых технологий и на их активное применение в сельском хозяйстве. Мы считаем, что эту сферу обязательно нужно модернизировать и улучшать. Сельское хозяйство имеет огромное значение для нашей повседневной жизни. Это важнейший сектор промышленности и нам нужно стараться сделать его устойчивым. Надеемся, что вы тоже будете работать над этим вместе с нами.