Вступить в чат

При поддержке РоссельхозБанк
21 июля 2022 г.

Российские агростартапы в 2022

Интервью Интервью

Интервью с Евгением Карповым – экспертом по продуктовому подходу о том, что происходит на российском рынке стартапов сегодня. Кому стоит заходить? Какие проекты нужны? Где взять инвестиции? Какое будущее у агростартапов?

Знакомьтесь: Евгений Карпов, Product owner «ИнтТерра» и наш частый спикер.

Евгений поделился взглядом из «внутренней кухни» агростартапов и разложил по полочкам, что происходит с ними в новой реальности. Следим за его мыслями по шагам.

– Женя, привет! Агростартапы – достаточно молодое явление в России, а на него уже обрушилось испытаний, особенно в этом году. Давай сверимся в определениях, что такое стартап в принципе?

– Привет. Я бы сравнил стартап и венчурные инвестиции с игрой в казино: инвестор вкладывает деньги и либо проигрывает, либо много выигрывает. Главное отличие – существует реальный шанс на победу, которая принесёт гораздо больше.

Когда инвестор возвращает инвестиции, доходит и до увеличения х10, х20, х100, то есть на каждый вложенный доллар возвращается 10 или 100

Классическая система стартапов строится на величине рынка. То есть инвестор меняет условные 100 000 долларов на долю в стартапе, который вырастет в стоимости до миллиардов. Стоимость инвестиций увеличилась, инвестор их продаёт и выходит с кратной прибылью.

В международных компаниях выигрыш в «казино» огромен, поэтому инвесторы сражаются за этот джек-пот.

– А что происходит в этот момент с российским рынком стартапов?

– Международный рынок для наших компаний закрылся, а в России было мало венчурных инвесторов, которые давали первые условные 100 000 долларов для стартапов. Многие смотрели на иностранные рынки с более высокой возвратностью инвестиций.

Если сравнить с рыбами: есть океанические любители солёной воды, есть пресноводные. Последние – это классические компании, которые традиционно будут существовать в России. Другим же нужна солёная вода и большой океан – это стартапы, которых у нас и быть особо не должно без большого рынка

Понятно, что океаническую рыбу сейчас не вырастить. Но если очень хочется построить стартап, то можно здесь начать с «небольшой рыбёшки», а потом отплыть в океан и кратно вырасти там.

– Как построить стартап в новой реальности? Какие открылись возможности?

– Отсоединение от мирового рынка поменяло схему построения стартапа. С одной стороны, мы не можем сделать стартап, который увеличится в разы и сделает х100 для инвесторов. А с другой стороны, наша территория хорошо защищена от международных игроков.

Есть предположение, что это отгораживание даже хорошо: наша песочница, никто сюда не полезет. Обкатывай себе технологию спокойно и не волнуйся, что её кто-то украдёт

Обкатал технологию, проверил бизнес-модель и можешь вытаскивать её на международный рынок.

– На всё нужны деньги. Где всё-таки взять инвестиции? С кем общаться, что «гуглить»?

– Рассчитывайте горизонт планирования. Международные стартапы могут не окупаться и по 5, и по 10 лет, а вот российские имеют строгие рамки. Раньше жили за счёт инвестиций первые три года и росли, сжигая вложения. Сейчас придётся жить на свои и стремиться к окупаемости в один год, чтобы не отказывали в деньгах.

В первую очередь проверяйте три F: Friends – друзья, Family – семья, Fools - дураки. Последних мало, но где-то должны были остаться

Оценивайте шансы трезво и рассчитывайте на свои, если приходите в отрасль «с улицы». Ищите компании, которым нужно решить конкретные проблемы, и решайте их.

В агро предлагаю идти сразу к средним и крупным предприятиям, это от 3,5 тысяч гектар. Разговаривайте с холдингами, у многих есть менеджеры по цифровизации, а главное – у них много задач и желания что-нибудь импортозаместить.

Делайте первый проект с холдингом, у которого есть деньги и ресурс для автоматизации. Тогда вы сможете быстрее выйти на какую-то окупаемость, показать деньги и трекшн

– Какие задачи есть у агрохолдингов?

– Им нужны средства контроля и учёта. Они сейчас работают в 1С, но этот процесс точно стоит улучшить и обновить.

Следующая задача – улучшение конкретных аграрных процессов. Но это такой глубокий агротех, в который лучше заходить, если вы агроном. Если подходите со стороны IT, то изучайте средства контроля. Берите понятные проблемы из жизни: чтобы солярку не воровали, на работу вовремя выходили и операции на полях производились и отслеживались.

– Каким ты видишь ближайшее будущее российских стартапов?

Будущее не знает никто, но попробую сделать предположение. Возвращаясь к первой метафоре: рынок стартапов – это казино, которое раньше работало не очень активно, а сейчас ещё и джек-пот снизился примерно в 50 раз. Ожидаемо, что и желающих поиграть станет меньше. Отмечу, что модель стартапов с привлечением венчурного капитала это не единственный способ развития компании и технологий. Рынку технологии нужны, он будет их потреблять, а главное – оплачивать.

Акцент сдвинется от венчурных инвестиций на внутренние проекты и субподряды крупных компаний

Компании готовы проинвестировать 2-3 года разработки технологии, если будут в нее верить. Думаю, в приоритете будет импортозамещение. Это напоминает раннекитайскую модель: копирование успешных решений без разработки своих технологий с нуля. Это обходится дешевле, получается эффективнее и экономически более обоснованно.